Что такое хостинг
Факторы, которые нужно учитывать при выборе хостинга
О платном и бесплатном хостинге
Немного теории.
Хостинг - услуга по предоставлению дискового пространства для физического размещения файлов сайта на сервере, имеющий постоянное соединение с Интернетом.
Хостер или хостинговая компания, хостинг-провайдер - компания, предоставляющая услуги хостинга.
Создание сайта - это лишь первый этап на пути формирования интернет-представительства. На втором этапе необходимо сделать сайт доступным для пользователей Сети, то есть разместить его на web-сервере. Теоретически для этого можно создать собственный web-сервер, что правда, весьма трудоемко и к тому же потребует немалых расходов. Гораздо разумнее воспользоваться услугами подходящей хостинговой компании, специализирующейся на соответствующем сервисе, благо таких фирм (как западных, так и российских) огромное множество. Однако в этом-то и заключается проблема - ведь понадобится сравнить множество хостеров по разным критериям, а это уже тоже потребует немало времени. Тем не менее подобный анализ необходим, поскольку неверный выбор хостинга приведет в дальнейшем к тому, что сайт придется перемещать от одного хостера к другому, что весьма хлопотно, особенно для большого ресурса. Поэтому к выбору хостинговой компании стоит отнестись с особым вниманием.
Однозначно назвать лучших хостреров, скорее всего, невозможно, ведь слишком много параметров, тот или иной набор которых может показаться более привлекательным для конкретной кампании. Одни хостеры славятся широтой предоставляемых услуг, вторые не обеспечивают такого количества услуг, но зато предлагают их по весьма привлекательным ценам, третьи позволяют самостоятельно формировать тарифные планы и т.д. Иными словами, для каждого пользователя лучшим станет свой хостер, выбор которого определяется возлагаемыми на сайт задачами и имеющимися финансовыми возможностями. С финансами все очень просто - достаточно сравнить по ценам тарифные планы от разных хостер-провайдеров, а вот в отношении задач сложнее, поскольку потребуется учесть занимаемое сайтом дисковое пространство, перечень требуемых для его функционирования сервисов, необходимость расширяемости и т.д. Поэтому следует остановиться на ряде моментов, которые следует обязательно учитывать при выборе хостинг-провайдера.
Факторы, которые нужно учитывать при выборе хостинга
При выборе хостинга в первую очередь стоит проанализировать хостеров и предоставляемые ими тарифные планы по следующим факторам:
доступность - решающий фактор при выборе хостинга, поскольку недоступность сайта в тот или иной момент времени автоматически ведет к потере посетителей, а для коммерческих ресурсов к потере потенциальных клиентов и соответственно прибыли. Вместе с тем нельзя говорить о постоянной доступности сайта, ведь требуется какой-то лимит времени на проведение технических работ, поэтому речь идет о доступности в большую часть времени, или аптайм (от англ. uptime ). У достойных хостеров данный параметр равен примерно 99,9%, однако далеко не все гарантируют подобный аптайм - многие, включая и российские провайдеры, вообще не указывают обеспечиваемое ими значение аптайма в своих тарифных планах;
скорость - второй по значимости фактор, так как слишком долгая загрузка страниц с сайта автоматически уменьшает число посетителей, большинство из которых не станут ждать окончания загрузки и никогда больше не вернуться на подобный ресурс. К сожалению, данный параметр можно определить лишь экспериментальным путем, что вполне возможно, поскольку часть хостеров предоставляет определенный тестовый период или гарантирует возврат денег в случае, если параметры хостинга клиента не устроили;
предоставляемое дисковое пространство - многие платные хостеры предлагают сегодня значительные объемы для размещения ресурсов, которые вполне устроят большинство пользователей. Однако для ряда проектов, например, сайтов с активно посещаемыми форумами, через некоторое время вполне может возникнуть проблема нехватки дискового пространства. В связи с этим необходимо заранее уточнять возможность его расширения, что многими хостерами допускается, на за дополнительную плату;
допустимый месячный объем трафика - требуемый ресурсу объем трафика зависит от количество посетителей (чем больше посетителей, тем выше трафик) и размера страниц сайта (страницы с обилием графики соответственно требуют больше трафика). Поэтому данный фактор является существенным для ресурсов с огромными объемами трафика. Часть хостинг-провайдеров в тарифных планах явно указывают допустимый лимит трафика, другие обещают неограниченный объем. К предложениям с неограниченным объемом трафика следует относиться с осторожностью, поскольку в действительности трафик все равно будет ограничен, просто об этом явно в тарифном плане не указано или указана, но мелким шрифтом где-нибудь в примечании. В случае превышения существующего ограничения трафика, пусть даже явно не указанного, хостинговая компания потребует от клиента перейти на другой, более дорогой тарифный план, что может оказаться для последнего совершенно неприемлимым. Поэтому подобные ситуации лучше предвидеть;
возможности для работы с электронной почтой - в этом плане обязательно следует учитывать количество почтовых ящиков, наличие SMTP-сервера и поддержку спам-фильтров;
возможности расширяемости - нередко с ростом интернет-проекта появляются новые требования к хостингу: расширяется занимаемое проектом дисковое пространство, увеличивается объем трафика, появляется потребность в дополнительных сервисах и пр. Поэтому важно, чтобы выбранный хостинг-провайдер мог в любой момент предоставить необходимые ресурсы;
надежность технической поддержки - учитывая, что от уровня подготовки технического персонала службы поддержки пользователей, а также от оперативности его реакций на пользовательские запросы зависит время нахождения сайта в рабочем состоянии, следует попытаться проверить качество технической поддержки всеми доступными способами. Например, отправить на электронный адрес соответствующей службы несколько простых вопросов, поинтересоваться мнением о данном хостере у других пользователей на хостинговых форумах и т.д.
Кроме того, могут оказаться важными следующие аспекты:
возможность использования нескольких доменов - данный фактор актуален в том случае, если предполагается запуск не одного, а нескольких сайтов так как это удобнее сделать у одного хостинг-провайдера, но для этого потребуется возможность поддержки им нескольких доменов;
тип предоставляемой панели управления (панель управления web-хостингом, позволяющая работать с сайтом из web-браузера, включая такие возможности как управление email-аккаунтами, просмотр статистики, управление базой данных MySQL и многое другое) - некоторые хостеры предлагают к услугам пользователей широко используемые в мире панели (например, CPanel или Plesk ), другие предоставляют собственные разработки. В таком случае желательно предварительно ознакомиться с панелью управления с тем, чтобы понять, насколько она удобна в работе (к сожалению, подобная возможность предоставляется далеко не всеми хостерами);
Естественно, что при выборе тарифа имеет значение и стоимость хостинговых услуг. Тут стоит отметить один важный аспект - часть хостинг-провайдеров, рекламируя свои тарифные планы, стараются привлечь клиентов низкими ценами и нередко указывают неполную стоимость хостинга - например не включают в нее дополнительную плату за ряд услуг.
А для профессионалов не менее важно предоставление хостерами сервисов, расширяющих программные возможности подготовки сайта и помогающих поддерживать его в работоспособном состоянии, среди которых наиболее важными является поддержка SSI и SSL , наличие собственной cgi-bin директории, поддержки PHP, возможность работы с базами данных и т.д.
О платном и бесплатном хостинге
Как уже было отмечено, хостинг может быть как платным, так и бесплатным. Возможности бесплатного хостинга, по сравнению с платным, существенно ограничены, хотя зачастую и вполне достаточны, например для представления домашних страничек. К числу основных ограничений бесплатного хостинга следует отнести:
невысокую скорость загрузки страниц;
ограничение на размер и формат файлов (например, может быть недопустимо хранение файлов в формате MP3, MPEG, ZIP и ряда других);
малый объем трафика в месяц;
Существенным минусом бесплатного хостинга является обязательное внедрение на сайты рекламных баннеров, так как соответствующие хостинговые компании зарабатывают путем показа рекламы на размещенных на их web-серверах страицах. Стоит также отметить невозможность получения домена второго уровня (то есть домена вида www.yourname.com) - это значит, что имя сайта будет выглядеть как www.yourname.example.com или даже www.example.com/~yourname. Кроме того, размещение сайта на бесплатном хостинге не слишком надежно, поскольку никто не гарантирует Вам бесперебойного доступа к сайту, да и сам хостинг теоретически может в любой момент закрыться.
Иными словами, бесплатный хостинг по своим возможностям и качеству услуг заметно уступает платному и никогда не сможет удовлетворить потребности более или менее серьезных и хорошо посещаемых проектов. Поэтому все преуспевающие коммерческие проекты в Сети размещены на платных хостерах. И это вполне понятно, так как лишь платный хостинг не только обеспечивает надежность и достаточную скорость соединения, но и благодаря поддержке доменов второго уровня и отсутствию рекламы позволяет создать компании требуемый интернет-имидж. Бесплатный же хостинг можно рассматривать как возможное решение для размещения в Сети любительских сайтов и сайтов некрупных общественных организаций, для части которых он служит стартовой площадкой для последующего перехода к платному хостингу.